МАОУ гимназия № 26 г. Томска
г. Томск
  • Методическая служба

    Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению, распространению наиболее ценного опыта учителей; созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

    Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью гимназии в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива гимназии.

    Цель методической работы: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности – самореализация, самоактуализация и самоорганизация.

    Формы: очная форма, заочная форма, очно-заочная с использованием ЦОР, дистанционные.

    Виды: обучение по программам дополнительного профессионального обучения (от 16 ч), профессиональная переподготовка, стажировки в образовательных организациях, корпоративное обучение в образовательной организации.

    Структура методической службы

    В реализации функций методической работы определена следующая структура методической службы школы, которая выглядит таким образом:

    1. Научно-методический совет

    2. Методические объединения учителей:

    • Методическое объединение учителей истории и обществознания;
    • Методическое объединение учителей иностранного языка;
    • Методическое объединение учителей естественно-научных предметов;
    • Методическое объединение учителей математики;
    • Методическое объединение учителей начальных классов
    • Методическое объединение учителей общеразвивающих предметов (ОБЗР, ИЗО, музыка, труд, физкультура);
    • Методическое объединение учителей русского языка и литературы.

    3. «Школа молодого учителя» (наставничество молодых учителей).

                                                              Функции методической службы

    -обеспечение профессиональной информацией; 

    - развитие инновационной работы гимназии;

    - диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса;

    - помощь в подготовке к аттестации;

    - организация индивидуального консультирования и профессиональной поддержки педагогов;

    - поддержка в организации методической и научно-исследовательской работы гимназии;

    - организация повышения квалификации;

    - сопровождение в профессиональных конкурсов;

    - помощь в повышении качества и управления образовательным процессом;

    - выявление, поддержка и распространение передового управленческого и педагогического опыта;

    - развитие наставничества;

    - помощь в организации и проведении семинаров, конференций;

    - отбор и тиражирование педагогических материалов;

    - помощь в разработке и проведение экспертизы инновационных программ, методик, учебных планов, учебно-методических комплексов;

    - помощь в проведении открытых мероприятий.

    Научно-методический совет

    Цель деятельности НМС – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители методических объединений и заместители директора по содержанию образования.

    Направления работы:

    -создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;

    - координация работы МО;

    - диагностика профессиональной деятельности учителей.

    Основными задачами НМС являются следующие:

    - Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.

    - Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.

    - Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.

    - Обобщение передового педагогического опыта учителей.

    В НМС имеются следующие материалы:

    - план работы школы на учебный год;

    - образовательная программа школы;

    - Программа развития школы;

    - Программа профессионального развития педагога;

    - Программа наставнической деятельности в гимназии;

    - план работы МО, «Лаборатории молодого учителя»;

    - методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);

    - материалы по аттестации учителей;

    - материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;

    - материалы олимпиад по предметам и материалы;

    - материалы по контрольно-оценочной деятельности педагога;

    - материалы по организации проектной деятельности с обучающимися:

    - учебно-методическая литература в помощь учителю.

    Школьное методическое объединение

    Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является методическое объединение (МО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

    Планирование работы МО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.

    Формы организации и проведения МО могут быть следующими:

    - лекция;

    - теоретический семинар;

    - семинар-практикум;

    - творческая дискуссия;

    - час коллективного творчества;

    - ярмарка методических идей;

    - методический тренинг;

    - встреча за круглым столом.

    В ходе работы могут проводиться объединённые заседания МО.

    Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.

    План мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования в МАОУ гимназия №26 г.Томска до 2030 г.

    «Школа молодого учителя»

    В рамках работы «Школы молодого учителя организовано наставничество молодых учителей и предусматривается помощь учителям в преодолении профессиональных затруднений по разным направлениям педагогической деятельности

    - разработка системы уроков по теме или курсу;

    - моделирование урока (целиком или фрагментарно)

    - разработка элективного курса, программы исследования по определённой теме;

    - подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;

    - составление контрольных материалов, тестов;

    - составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;

    - разработка планов работы объединений дополнительного образования, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;

    - посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;

    - представление собственного опыта работы по теме, проблеме;

    - работа над темой по самообразованию;

    - подготовка докладов по определённой проблеме;

    - подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;

    - защита собственных достижений в рамках собственного исследования.


    Нормативные документы, правовые акты, регламентирующие деятельность методической службы

    Федеральный уровень

    1) распоряжение Минпросвещения Poccии от 15.12.2022 № Р-З0З «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжениям Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабре 2020 г. № P-174»;

    2) Указ Президента РФ от 21 июля 2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской федерации на период до 2030 года»

    Региональный уровень

    1) Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 14.03.2022 №311-р О региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Томской области

    2) Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 16.03.2023 №380-р О внесении изменений в распоряжение Департамента общего образования Томской области от 14.03.2022 №311-р

    Муниципальный уровень

    1) Нормативные документы, отражающие систему методической работы в муниципальном образовании

    Наставничество

    В соответствии с Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № P-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".

    Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Целью также становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11 до 18 лет, проживающих на территории Российской Федерации, в программы наставничества.

    Задачи реализации целевой модели наставничества:

    • улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
    • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
    • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
    • создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
    • формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.

    План работы наставников 2024-2025

    Нормативные документы

    Федеральный уровень

    Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № P-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

    Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

    Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

    Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)

    Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

    Региональный уровень

    Региональный проект «Современная школа»

    Региональный проект «Успех каждого ребенка»

    Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»

    Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 13.04.2020 года № 305-р «Об утверждении региональной целевой программы развития системы наставничества в сфере общего образования Томской области»

    Приказ ОГБУ «РЦРО» от 23.11.2020 г. № 331/1 «Об утверждении дорожной карты реализации региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 гг.»

    Муниципальный уровень

    Распоряжение департамента образования администрации Города Томска №735-р от 17.08.2021 г. «Об утверждении муниципальной программы «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томска» на 2021 -2024 гг»( молодые педагоги)

    Муниципальная программа «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг.» (молодые педагоги) 

    Комплексный план мероприятий («дорожная карта») по развитию наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг. (молодые педагоги) 

    Положение о наставничестве на муниципальном уровне

    Распоряжение департамента образования Города Томска от 06.08.2021 г № 688-р «Об утверждении муниципальной программы «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг.» Приложение «Муниципальная программа «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2020-2024 гг.»

    Школьный уровень

    Приказ "Об организации наставничества в гимназии в 2024 -2025 уч. году"

    Направление «Наставничество педагогических работников»

    Формы «Учитель – молодой (начинающий)учитель», «учитель – студент»

    Цель: успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

    Задачи:

    • способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
    • развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
    • ускорить процесс профессионального становления учителя.

    Направление «Наставничество обучающихся»

    Форма «Ученик – ученик»

    Цель: разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

    Задачи:

    • помощь в реализации лидерского потенциала,
    • развитие гибких навыков и метакомпетенций,
    • создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации.

    Форма «Учитель – ученик»

    Цель: раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

    Задачи:

    • помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций,
    • оказание помощи в адаптации к новым условиям среды
    • создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике